Советская коляска к импортному мотоциклу

Результаты технического творчества в области мото
Solo
Сообщения: 4
Зарегистрирован: 28 окт 2019, 21:50

Советская коляска к импортному мотоциклу

Сообщение Solo »

Тема уже не новая, но пока ещё редкая – советская коляска к импортному мотоциклу.
Очень хочется поведать миру, как я четыре года работал над проектом, суть которого – присоединить коляску от Иж 56 (вроде, но это не точно) к Yamaha xvs 650 classic (а это уже наверняка). Хотелось не просто присоединить, но и чтобы «это» поехало.
Идея родилась на фоне того, что я человек семейный, а в обычный мотоцикл вся семья не помещается. К этой мысли мы ещё вернёмся. Проработал покупку готового Велорекса. Это что-то вроде ателье в Чехии, которое до сих пор делает явские коляски, по крайней мере делало в 2014 году. Цена была от 2200 до 4000 европейских рублей. Всё под заказ, срок доставки «неизвестен» - у предприятия не все было хорошо и в Россию возили изредка и не регулярно. За 2200 не очень интересная, хоть и тогда мог позволить (это до скачка курса), а за 4000 уже дорого да и факт поставки был под вопросом.
Поэтому решил, буду делать «ханд мэйд», «колхозить» и прочие слова, характеризующие этот процесс. Не типовые работы у нас в Ульяновске мало кто любит, даже за деньги. Поэтому было очень интересно. Хотя может мне просто не повезло, и я не нашёл то место, куда можно было просто отдать «железо», сказать «хочу», и за адекватные деньги получить хотя бы то, что получилось. На пути попадались перфекцианисты, которые говорили, что нужно всё делать идеально и это стоит космических денег или много работай сам над ней. С этим я согласен – идеально должно быть дорого. Но не факт, что мне это надо. Некоторые просто не брались, за те работы, которые мне были нужны. Ну и много подобного, но сейчас не об этом…
начало.jpg
Купленный комплект.
В качестве донора были три кандидате – Ява «старушка», Иж-56, Панония. Точнее коляски от них. Панония без документов была в продаже в Мордовии, но коляску отдельно продавать отказались. И тут я решил дать объявление на форуме Улмото. И моментально откликнулся Кирилл, который уже думал над этой же идеей. Поэтому у него был нужный комплект – две гондолы на выбор и заднее колесо от драг стара. Это пролежало у него вроде даже несколько лет, до дела дело не дошло, и он любезно этот комплект мне продал за недорого. За что ему спасибо. Комплект мы забирали с моим другом Лёхой, как бывший кузовщик он сказал, что железо восстановления подлежит и помог погрузить всё в Митсубиси Лансер универсал. Ему тоже спасибо. Разобранное, очень даже влезло. Этот комплект представлен на первой фотографии.
Пришло время придумать крепление. Тем более из фотки видно, что креплений не было вообще. Но Кирилл договорился с ещё одним товарищем, к сожалению имени, я его не помню, и он мне отгрузил тяги и цанги от Урала. Уже традиционно, ему тоже объявляется благодарность.
первая примерка.jpg
Первая примерка.
Вторая фотография зафиксировала первую примерку коляски и мотоцикла друг к другу. С этого положения начались танцы с бубнами вокруг полного комплекта крепления. Стояла задача – использовать только штатные отверстия в раме, дабы не вносить изменений в конструкцию. Видел, народ варит специальные подрамники, но я выбрал другой подход, просто выбрал, тут не нужно искать плюсы и минусы в моём выборе. Тогда мой папа и его хороший товарищ ещё работали на заводе и мне сделали все недостающие детали. Одну правда не по моему эскизу и это потом привело к многочисленным переделкам. Собственно, эту деталь потом гнуло, и её пришлось много кратно усиливать. Её очередное усиление было крайним штрихом в работе над проектом. В общем с ней как-то сразу не заладилось :smile: .
Вступление закончено, пошли слайды.
примерка креплений 2.jpg
Как-то так, вроде подходит.
примерка креплений 1.jpg
Может так, вроде тоже подойдёт.
готовые детели 1.jpg
Передние крепление - низ.
готовые детели 2.jpg
Передние крепления –верх.
готовые детели 3.jpg
Задние крепления – верх.
Последний раз редактировалось Solo 29 окт 2019, 23:50, всего редактировалось 1 раз.
Solo
Сообщения: 4
Зарегистрирован: 28 окт 2019, 21:50

Re: Советская коляска к импортному мотоциклу

Сообщение Solo »

готовые детели 4.jpg
Задние крепления – низ, часть 1.
готовые детели 5.jpg
Задние крепления – низ, часть 2.
крепления.jpg
Полный комплект крепления – версия первая.
Параллельно прошла работа по установки колеса от Ямахи к раме. Пришлось делать новую ось. Для полного переплетения стилей и корней мотоцикла и коляски, решил пыльник от Ижа установить на колесо от Ямахи. Получилось так – это была первая победа.
рама с колесом от ямахи.jpg
Стыковка колесо-рама прошла удачно.
первый выезд.jpg
Первый выезд.
Это знаменательное событие – первый выезд, случилось 8 марта 2015 года. Хотя год я могу и напутать, но Лёха если что поправит, у него этот день был тоже не забываемым. Пробовал несколько регулировок, но мотоцикл ехать прямо заставить не удалось. Было ехать страшно, скорость выше 20 км/ч не превышал. Может дело в асфальте? Думал тогда я. А может такая геометрия вообще не должна ровно ехать? Но первым выездом я был доволен.
Далее работал над стеклом, приводом тормоза на коляску и крылом. Стекло гнул из оргстекла толщиной 4 мм, гнул методом «на коленке» с использованием промышленного фена. Не без брака, но на фото не видно :biggrin: . Для привода тормоза была сварена специальная деталь из имеющейся нержавейки, куплен самый длинный трос тормоза, не помню от чего, а выше упомянутые крепления коляски, а точнее переднее нижнее, немного доработалось в первый или уже второй раз. Это, которое потом будет гнуть и с которым сразу не заладилось :smile: . Крыло. Крыло я решил разварить на 20 мм, так как обод колеса Ямахи на 20 мм шире обода Ижа. И пристроить к нему «хвост» от переднего крыла Ижа 56, чтобы было ближе к крыльям самого мотоцикла, но при этом сохранить ижевские корни. Все прикидки ниже. А страшную дыру на крыле (труба для крепления крыла на раму), которую для снижения себестоимости не заваривали на заводе, я решил закрыть поворотником. Доступным и в соответствии стилю, оказался поворотник от ВАЗ 2101. Когда я его покупал, молодой продавец был в шоке, за всю свою работу он первый раз продал такую запчасть :smile: .
стекло.jpg
Подбор формы стекла.
тормоз.jpg
Чтобы тормозило, пришлось доработать.
Solo
Сообщения: 4
Зарегистрирован: 28 окт 2019, 21:50

Re: Советская коляска к импортному мотоциклу

Сообщение Solo »

крыло начало 1.jpg
Может так?
крыло начало 2.jpg
Вот так бы. Страшную дыру тут тоже видно.
крыло готово.jpg
Вышло так. Фара родная развалилась, купил китайскую копию от Хонды Шадоу вроде.
Далее была покраска. А забыл сказать, все железные детали были оцинкованы, рама покрашена порошком в чёрный цвет. Это заметно на фото, где показано производство стекла. Покраску делали у меня в гараже. Организация этого процесса прошла по сложной схеме, но об этом писать не буду.
покраска 1.jpg
Грунт и внутренняя покраска.
покраска 2.jpg
Базовый слой.
С подбором по коду не получилось. Нужно было знать код на Ямахе, в интернете не нашёл, подбирали по карточкам, но итог мне понравился.
Аккуратно и долго всё собирал потом. Были периоды, когда надоедало. Но такое техническое творчество для себя любимого, тем и хорошо, что можно поставить на паузу. После сборки, начались тесты. Ещё нужно сказать, что не все идеи довёл до конца, от части пришлось отказаться. В коляску, в связи с полной утратой родного кресла, пришлось поставить новое. В городе видел ни то Урал ни то Днепр с креслом от жигулей. Ездить однозначно комфортнее, но по размеру в коляску Иж-56 не входит автомобильное кресло. Летел на самолёте из Нижнего Новгорода, померял там кресло – размер подходящий. Ещё и ремень безопасности есть, но в продаже не нашёл :smile: , однако нашёл кресло от Ту-154, спасибо папе. Выкинул лишние детали и заказал чехол из экокожи - теперь у мне есть удобное кресло в коляске, да ещё и со столиком сзади. Портная, что шила чехол, взялась за работу, но потом сказала, что было тяжело, больше не возьмётся. Но денег взяла не много, просто делала долго. Хотел сделать так, чтобы кресло складывалось при нажатии на кнопку в подлокотнике, но гаражные условия не позволили собрать работающий механизм. То есть не работающий я собрал.
В общем осенью 2017 года всё поехало. Тормоз на коляску только не доделал. Ехало лучше, но не идеально. Весной 2018 на открытии мото сезона была выставка, в которой мне предложил поучаствовать другой наш друг – Владимир, что и, собственно, заставило довести проект до движения дальше чем из гаража и сразу в гараж. Проехав 3 км 330 м понял, что он едет, но на «лежачих полицейских» сильно трясёт. Особенности взаимного положения осей колёс. Так как был не уверен в прочности конструкции, то проезжал все неровности с минимально низкой скоростью. Естественно, ощутил все особенности в различии левого и правого поворота. И понял, что без наличия физической силы в руках, управлять им сложно.
Потом опять три месяца я не трогал коляску. Выполнил пару подходов к усилению того самого крепления. Всё было хорошо, но это крепление всё время гнуло. Я выпрямил его и усилил – согнуло во второй раз. Тогда я снова выправил и усилил сильнее. Что оказалось весьма неграмотным ходом. В этот раз не согнуло, а лопнуло. Умнее было усилить в согнутом положении, потому что это было «удобное» положение для этой детали. После этого я доработал отверстие на этой же детали до квадратного сечения, чтобы появилась возможность подключить трос тормоза коляски к педали заднего тормоза мотоцикла.
ночные тесты.jpg
Ночные ходовые испытания.
Приближалось закрытие сезона 2018. Очень хотелось проехать не до стоянки, а в колонне. Поэтому занялся настройкой сход-развала и различными ходовыми испытаниями. До того, чтобы получить результат, близкий к идеальному, прошло 12 попыток регулировки. Итог: управление стало доступным. По прямой и на ровном асфальте вообще отлично. Не идеально, но говорят, что это нормально для колясычей, тот факт, что когда газишь, мотоцикл обгоняет коляску, а когда на холостых катишь, коляска обгоняет мотоцикл. Хотя моё мнение, что просто сращивание изделий в не заводских условиях не должно дать идеального результата. То, что это едет и выглядит приятно, уже хорошо. В ходовые испытания также входили поездки с сыном по району, поездки всей семьёй по очень не ровной грунтовке (дорожка вдоль забора электроподстанци за школой №40). В ходе испытаний было выявлено, что скорость можно увеличивать до 60 км/ч и это не страшно. Напомню, что первый выезд 8 марта 2015 года прошёл со скоростью 20 км/ч и я очень мондражировал, если это слово уместно. Поездка по грунтовке показала, что круизёр, который в одиночном исполнении ещё может проехать по ямам и не задеть рамой, то с коляской он просто обязан сшибать все неровности. Я даже в гараж заезжая с коляской теперь привстаю, иначе чиркаю рамой за двухсантиметровый порог. Из плюсов – после этих кочек ничего не сломалось.
В общем на закрытии 2018 я был с женой и сыном. Также в ходе проекта я отреставрировал два олдскрульных шлема 1976 года выпуска. В них то мы и были в колонне, где многие нас могли видеть. В силу особенности движения колонны, пришлось немножко ускориться. Скорость была 79,9 км/ч, и управление вообще не пострадало. Ибо асфальт был в этом месте ровным. После закрытия, усилил ещё раз треснутую деталь.
готово вид спереди.jpg
Готово - вид спереди.
Solo
Сообщения: 4
Зарегистрирован: 28 окт 2019, 21:50

Re: Советская коляска к импортному мотоциклу

Сообщение Solo »

готово вид сзади.jpg
Готово – вид сзади.

Итоги. Заниматься «этим» можно и интересно, если душа просит. В гаражных условиях можно качественно провести сервис, но построить что-то технологичное, управляемое, безопасное, удобное без расчётов и без станков будет очень тяжело. Конечно, если гараж полон станков и есть компьютер со всякими инженерными программами… Но в моём доступе, когда пропал доступ к заводу, из сложного оборудования были только сварочный аппарат и «болгарка». Посчитать и померять расстояния по осям на кривом полу я так и не смог. Можно было заморочиться с лазерными уровнями и дальномерами, но для этого хотя бы они нужны, а их у меня нет. Всё примерял на глаз в том числе и поэтому ту самую деталь потом и гнуло – чуть-чуть не угадал со взаимным положением осей отверстия в проблемном креплении и детали, что вкладывается в цангу. Про эту деталь я ещё не говорил. Изначально это должна была быть внутренность шаровой опоры жигулей, но не подошла, поэтому были пальцы с полусферами из рулевой колонки ГАЗ 53 вроде. Родных деталей просто не было.
Для колясыча характерны некоторые обязательные элементы, точнее они не обязательные, но с ними значительно лучше. В ходе кратковременной эксплуатации я понял, что на мотоцикле с коляской нужен стояночный тормоз. Мотоцикл с коляской, особенно тяжёлый, должен иметь рулевой демпфер. Мой круизёр неплохо едет даже по срезанному асфальту, но с коляской иногда начинает болтать руль. Приходится или изменять скорость (в любую сторону), или напрягать руки. Также не сбалансированные габариты – оси колёс и расстояния между колёсами мотоцикла и коляски выставлены так, чтобы можно было использовать существующие отверстия в раме мотоцикла для соединения коляски и мотоцикла, приводят к тому, что им сложно управлять. Мысль сложная, но как-то так :rolleyes: . Вся конструкция становится зависимой от покрытия дороги. На ровном асфальте мне очень понравилось, особенно ездить прямо :smile: . Но кочки, прокатанные колеи в асфальте и прочее - вызывают дискомфорт. Также, обязательной для тяжёлого мотоцикла с боковым прицепом является задняя скорость! Особенно, если на пути маневрирования встречаются уклоны местности. Повороты на мотоцикле с коляской – вообще особая техники – читал об этом в журнале «Мото» или даже ещё «За рулём» издания конца 80-х. Правый поворот стремится поднять коляску, а левый требует физических усилий, так как мотоцикл всё время хочет поехать по пути наименьшего сопротивления, то есть прямо (именно для движения прямо и настраивают сход-развал). А на самодельной конструкции это обостряется тем, что поворачивать ещё сложнее, а поднимать коляску не очень хочется, так как вдруг что-то отломится :smile: . В общем, процесс мне понравился, а главное, проект дошёл до логического финиша – можно ездить, можно делать фотосессии. Но, если нужно именно колясыч для путешествий, есть удачная конструкция, проверенная десятилетиями, а недавно ещё и прокаченная всякими современностями (это моё мнение, возможно оно сформировано ещё по тому, что мой род идёт из Ирбитского района Свердловской области). Да, с современностями дорого. Можно взять б/у без них, и это уже будет похоже на то, чем занимался я, но дешевле.
P.S. Всё, что хорошего есть в жизни или незаконно или аморально или ведёт к ожирению. Мой проект в РФ из первой категории. В нашей стране нельзя абы какие коляски прикреплять к абы каким мотоциклам, что ещё раз склоняет нас к производителю, на которого я намекал выше, если хотим по закону. Есть путь подтверждения типа транспортного средства, но в моём случае он не гарантирован и требует значительных дополнительных ресурсов: времени и денег. Поэтом, если вы меня увидите на дорогах общего пользования, знайте, вам показалось – это не я :smile: .
Аватара пользователя
aramis
Администратор
Сообщения: 75
Зарегистрирован: 27 окт 2019, 18:08

Re: Советская коляска к импортному мотоциклу

Сообщение aramis »

Просто слов нет, очень скурпулезно и красиво! :good: Уважаю тему околясывачивания японцев, и сам не стал к своим приделывать только из-за наличия урала, а наблюдать такие решения, особенно столь качественно реплизованные, просто услада для глаз! :clapping: Конечно только без задней передачи представляю что такое развернуть такой агрегат вручную)
Аватара пользователя
Днепрович
Сообщения: 13
Зарегистрирован: 28 окт 2019, 16:17

Re: Советская коляска к импортному мотоциклу

Сообщение Днепрович »

Получилось отлично, Видел в живую на закрытии, Респект всем участникам данного мероприятия! Кресло конечно атас, штурманское! Можно сделать крышу из натягивающего кожзама и тд с боковыми окнами из пленки. Мусор все таки думаю летит в люлю. Приезжайте на ППС 31-го.
Ответить

Вернуться в «Наши кастомы/колхозы/хендмейд»